Вечная память!
22 марта 2019 года в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Местное отделение ДОСААФ России Ивановского района приняло участие в мероприятиях, посвящённых трагической дате – 100-летию со дня сожжения с. Ивановка японскими интервентами.
22 марта 1919 года навсегда вошло в историю как один из самых черных дней Гражданской войны на Дальнем Востоке. Большой карательный отряд из японских интервентов вместе с белыми казаками ворвался в селение Ивановское и принялся жечь заживо и расстреливать мирных жителей.
Историческая справка
(из рассказа хранителя музейных фондов МБУК «Ивановский районный историко-краеведческий музей» Адаменко Н.Г.)
В Ивановке на момент нападения японского карательного отряда были только старики, женщины и дети. Мужчины, способные держать оружие, ушли в партизанские отряды, и в селе их не было. Это видно по записям в метрической книге о том, кто погиб в тот день. Подавляющее большинство из тех, кто там значится, – подростки и пожилые люди. Самому старшему погибшему, Андрею Баранову, было 90 лет. Даже такого старика интервенты не пожалели.
Японцы жгли село и убивали его жителей из мести. Ивановцы оказывали всяческую поддержку красным партизанам – от продовольствия до лошадей. Здесь было крупное подпольное движение, руководимое самим Мухиным. Командующий японскими войсками в Приамурье Ямада назвал Ивановку «гнездом большевизма» и заявил, что его надо уничтожить. Плюс 19 февраля японцы потерпели крупное поражение у Виноградовской заимки, что всего в 12 километрах от Ивановки, и были озлоблены этим.
Японцы и раньше проводили карательные акции в селе. Например, 26 января прямо в школе был арестован учитель, участник Первой мировой и большевик Алексей Матыцын. В дальнейшем его расстреляли.
22 марта 1919 года, по словам очевидцев, японцы и белые казаки (но последних было немного) окружили село с трех сторон. Точное их количество неизвестно, в документах лишь говорится, что это был большой отряд при четырех орудиях и нескольких пулеметах. В ночь на 23 марта Ивановку начали обстреливать из пушек, загорелись дома. Утром интервенты вошли в село: врывались в избы, проводили обыски, а потом поджигали. Людей казнили. 186 человек было согнано в центр села и расстреляно из пулеметов, выживших добивали штыками. 36 ивановцев заперли в амбаре и сожгли заживо. Всего в тот день погибли 257 человек. Было уничтожено 419 домов и построек, в том числе школа и больница… Зарево от ивановского пожара было видно за 15 километров от села.
Каким-то чудом в этом аду уцелел храм… Этому есть более простое объяснение. Документально подтверждено, что настоятель храма Паргачевский передавал японцам списки тех, кто поддерживал большевиков. Так, за пару дней до трагедии на побывку в село вернулся партизан Георгий Бондаренко. Паргачевский пришел в тот день в дом к семье Бондаренко во время ужина. Его пригласили к столу, но тот отказался и, убедившись, что Георгий дома, ушел. Не в традиции сельчан были такие бесцельные минутные визиты. Вскоре Георгия арестовали… За такие дела японцы и пощадили Паргачевского. И храм не тронули…
Японцы пытались оправдать свои действия. В газете «Амурское эхо» 25 марта 1919 г. была опубликована статья «Бой с большевиками». То есть, сожжение и расстрелы мирных жителей японцы выдали за сражение с реальным противником. В самой статье, кстати, о большевиках ни слова, они упоминаются лишь в заголовке. По тексту только угрозы японского командования другим селам, что их ждет участь Ивановки в случае поддержки партизан. Через несколько дней была создана комиссия из членов японского военного штаба, войскового казачьего штаба и представителей областных и уездных властей. Комиссия лишь оценила нанесенный ущерб. Возмещать его впоследствии, конечно же, никто не стал.
Ивановцы обратились за помощью в соседние волости, в частности, в Тамбовскую. Просили прислать посевной хлеб, ведь интервенты сожгли амбары с запасами. Но им везде отказали – амурчане боялись помогать Ивановке, думая, что их села постигнет такая же беда. Кстати, всего аналогичной расправе подверглось 20 селений в Приамурье. Но ивановская трагедия – самая серьезная в то время не то что в Приамурье, на всем Дальнем Востоке. По масштабам она сопоставима с Хатынью. Но русский дух крепок, село возродилось и уже в 1921 году отправляло хлеб в помощь голодающему Поволжью.
Японское правительство до сих пор не принесло никаких извинений. Чего не скажешь о простых японцах. В 1991 году у нас побывал профессор славяноведения Харо Туруюки, узнал о произошедших событиях и опубликовал на родине статью. Из нее о сожжении Ивановки стало известно Ассоциации бывших военнопленных. Ее члены прониклись этой историей. Нас посетил президент Ассоциации Сайто Рокуро. С 1994 года японские делегации регулярно приезжают в село, участвуют в памятных мероприятиях. В 1995 году японцами был установлен памятник «Покаяние» в знак скорби о случившемся. Памятник стоит в сквере. В 1919 году на месте сквера было кладбище. Там и похоронены погибшие в огне террора ивановцы.
Нам от села оставили обломки,
Но дух силен в Амурской стороне.
Склоните голову, ивановцы – потомки,
Почтите память в скорбной тишине.
22 марта 2019 года, в 10:00 ч, у памятника «Скорби и Покаяния» прошел митинг памяти.
Со слезами на глазах собравшиеся слушали стихи о трагедии села Ивановка, которые читали работники МБУК «Ивановский районный Дом Культуры».
Слова скорби, памяти, веры в мирную жизнь звучали от главы Администрации Ивановского района Кондратьева В.В., советника губернатора Амурской области Ус Г.С. О «кровавом дне» в истории Ивановки напомнила глава Ивановского сельсовета Ольшевская В.В.
От японского народа просил покаяния историк, профессор Такэси Томита.
Минутой молчания все собравшиеся почтили память погибших односельчан, возложили цветы. От оборонной организации корзину с цветами возложил председатель МО ДОСААФ России Ивановского района В.Г. Глевинский.
Позднее прошли мероприятия, которые подготовили и провели наши друзья и деловые партнеры, члены первичных отделений МО ДОСААФ России Ивановского района: МБУК «Ивановская межпоселенческая центральная библиотека» и МБУК «Ивановский районный историко-краеведческий музей».
Так в библиотеке состоялась презентация книги «Партизанскими тропами», вышедшая ограниченным тиражом в 2018 году. Это литературно-художественный сборник эпизодов из истории, в основе которого лежит рукопись, которая ждала своего издания 50 лет: посвящается 100-летию Октябрьской революции и событиям Гражданской войны и японской интервенции на Дальнем Востоке. В книге собраны воспоминания 4-х активных участников партизанского движения в Амурской области в годы Гражданской войны 1918 – 1920 гг., среди которых наши земляки Тимошенко И.И. и Безродных И.Г.
Профессор из Японии Такэси Томита говорил о переосмыслении событий истории 20 века. Отметил, что народы могут жить в мире, могут договариваться. Политикам следует учиться у народа.
В музее прошло представление экспозиции «Эти грозные годы…», посвященной событиям революции и Гражданской войны 1918 – 1922 гг. Мероприятие открыла директор музея Литовченко О.В.
Далее, по ходу презентации, рассказывали о событиях Гражданской войны на территории Ивановского района, о сожжении Ивановки. Работники библиотеки представили книги «Партизанскими тропами» и «Благовещенск. Март 1918 года». Звучали стихи и песни о Гражданской войне, о трагедии с. Ивановка 22 марта 1919 года.
С новой экспозицией «Эти грозные годы…», посвященной событиям революции и Гражданской войны 1918 – 1922 гг. познакомила Литовченко О.В. Отметила, что над экспозицией трудился весь коллектив музея. Тематическое оформление, документальные источники, инновационный подход, яркий образный рассказ вызвали неподдельный интерес у всех присутствующих.
Каждый год, 22 марта, в день сожжения с. Ивановка, мы понимаем, что Гражданская война, смерть невинных людей – трагедия. Забывать страшные страницы нашей истории мы не имеем права, чтобы это не повторилось в будущем.